trains

Маршрутки. Африка на наших улицах.

Картинка в качестве эпиграфа.
marshrutki-01

Про негативные для города последствия транспорта развивающихся стран под названием «маршрутки» знают все транспортные специалисты. Однако, не все обычные люди даже подозревают об этом. Это пост, который я обдумывал и готовил продолжительное время. Полное изложение моих наблюдений и рассуждений и выводов относительно этого странного транспорта.

Collapse )

Кто дочитал и все понял, тот молодец (:

trains

Крутая тема в СПб, которой нет у нас.

"Лыжная стрела" -- такая специальная (но обычная) электричка, доставляющая всех желающих кататься на лыжах в лес куда-нибудь подальше от города. Оказывается, существует в СПб еще с 1970-х годов с небольшим (семнадцатилетним) перерывом на перестройку.

Каждый такой поезд увозил на природу до 1000 человек (в хорошую погоду). Это были настоящие дома отдыха на колесах. По прибытии в пункты назначения (самые лучшие места для катания на лыжах: Зеленогорск, Каннельярви, Горьковская, Сосново, Орехово, Токсово, Шапки) - опытные инструкторы формировали группы желающих на размеченные в лесу круговые маршруты 5, 10 и 15 км. Для тех же, кто поехал без лыж предлагались небольшие пешие прогулки по лесу. В поезде можно было оставить свои вещи, а наиболее ценное сдать в "главный" вагон. Все двери закрывались, кроме одной, у которой оставались дежурные инструкторы.


Исторические фотки нашлись на сайте Орехово (там еще есть, цитата оттуда же). 1980 год:
1980b 1980c

Сейчас эта замечательная штука тоже действует. Комитет по физической культуре и спорту организует поездки в выходные с Финляндского и Московского вокзалов в Орехово и Шапки. Не ближний, кстати, пригород: до каждой около 60 км, это как от нас до Данилова. Билеты можно заполучить вообще бесплатно в местных администрациях в отделах по физкультуре и спорту.

Пара современных фоток:








Картинки из группы вконтакте.

Вот я и спрашиваю: не замечательно ли это?

Казалось бы, вон Яковлевский бор, иди, катайся. Но если рассмотреть происходящее с точки зрения социального явления, такой массовый организованный выезд -- куда как более впечатляющее событие.

Все это мне напомнило выезды с Александром Михайловичем Шапошниковым, известным ярославским туристом и путешественником и по совместительству преподавателем ЯГТУ. Я тогда был в турклубе "Странник" того же ЯГТУ. Каждые зимние выходные Александр Михайлович со своими студентами уезжал под Ярославль на станцию Река (что на Которосли) на поляну, где была и прорубь, и волейбол, и футбол, и суп на костре, и всякие прочие зимние развлечения. Не знаю, ездят ли сейчас. Хотя собиралось всего 20-30 человек, впечатлений была масса, это точно.

В общем, прекрасная тема с "Лыжной стрелой".

trains

Нет пути, но есть.

Продолжение истории про установку заборов вдоль жд путей в замечательном городе Рыбинске.

8 января этого года я там побывал и специально зашел посмотреть, что там с этими заборами. Взглянем сначала с того же путепровода, с которого взята фотка из первого поста. Вот он, новый забор. Ну что ж, как я и говорил, он серый и сделан из профилированного листового металла. Кроме того, он еще и кривой в плане. Буквально: кривой! Оцените, насколько он ужасен. Напомню, дорога проходит почти через центр города.
01-rybinsk-fence

Ладно, фиг с ней, с эстетикой. Людей-то заметили? На первой фотке они поднимаются по лестнице через оставленный в заборе проход к путепроводу через ручей, а на этой они уже просто гуляют (sic!) по путям. Лучше так: в габарите путей, а не просто по путям.
02-rybinsk-fence

Кстати, на обеих фотках на переднем плане можно оценить мощность тропы, которая шла через пути. Кажется, что она даже посыпана песочком, гололед же. Но скорее всего, это нанесенный с ботинок песок со стройки забора.

Collapse )

trains

Транспортное наблюдаемое

Из недавних наблюдений про общественный транспорт. Что офигенного и что ужасного.

Работают онлайн-сервисы: расписание (http://yartr.ru) и расположение транспорта на маршруте (http://ot76.ru). Они работают по факту. Данные для карты берутся из GPS-ГЛОНАСС трекеров, установленных на каждом автобусе-троллейбусе-трамвае. На расписании yartr.ru написано, что данные тоже фактические, но откуда они берутся -- я пока не знаю. Но они работают, и это офигенно.

В противовес предыдущему -- транспорт уходит раньше расписания. Попадал с последним автобусом, когда приходил на остановку за 5 минут раньше расписания, а автобус уже ушел. Даже уход позже расписания не настолько плох, как уход раньше. Особенно, если это последний рейс. И это очень плохо.

"Важные" маршруты продлили до чуть после полуночи, и это офигенно. Маршрутки в это время уже спят давно, сняв сливки безльготного дневного пассажиропотока. Кстати, отчасти поэтому маршрутки для нормальной транспортной системы больше зло, чем польза.

Непонятно, какие маршруты "важные". Почему, например, 41 и 41б, идущие с Куйбышева до центра ходят часто и долго, а 42, идущий через весь город с Куйбышева до Брагино, ходит редко и рано прекращает движение? Это... непонятно.

Вечерние рейсы везут 3-7 человек, а автобус полноформатный. Что мешает ставить на вечерние рейсы микроавтобусы (или пазики) с номером маршрута, которые хотя бы жрут меньше топлива, -- это тоже непонятно.

В вечерние рейсы не всегда дают билет. Такое ощущение, что стараются не давать. Причем ладно бы только водители, но и кондуктор один мне такой попался. (Хотя он мог просто забыть, или они закончились -- побудем оптимистами.) Это, мягко говоря, неприятно.

Ну вот даже если грубо посчитать, если взять три последних рейса туда и обратно (не знаю, когда кондукторы заканчивают работу), взять по 15 человек на маршруте (данные прикидочные, скорее всего -- больше на предпоследних), по 16 р за билет, берем 48 автобусных маршрутов (троллейбусы и трамваи оставим пока) получаем, что ЯГТ недополучает около 70 т.р. каждый день. А это 2 073 600 р в месяц, кстати. Здесь, конечно, следует провести более детальный анализ, учитываем, что цифры весьма прикидочные. А казалось бы -- ну что там, 5 человек за рейс -- всего 80 р, ну и ладно. Но это как-то печально. Хотите ездить на хорошем быстром теплом транспорте -- требуйте билетик.

А кроме того, самое незаметное, но самое главное. Такие собственные косяки порождают порочный круг: эти люди потом могут "не заметить" косяков, уже применимых к ним, масштаб которых может быть больше. И понеслось.

Кстати, готова новая итерация разработки схемы, скоро покажу.

UPD 20.I.2014 23.50.
Нет, ребята, все не так. yartr.ru, увы, не по фактической погоде работает. Сейчас 42 автобус, не согласуясь с расписанием, ушел с одной остановки на 6 минут раньше (должен был в 22.59, а ушел в 22.53), а прибыл на другую в 23.26 вместо 23.43 по плану. План остается таким до сих пор: то есть, автобус давно ушел, а план все еще ждет его в 23.43. До старта маршрута с конечной точки план на вторую остановку был 23.45

Алгоритм мне непонятен. То есть вроде как и по факту, но не по факту.

Нельзя, нельзя уходить раньше расписания! Что будут делать люди, пришедшие к 23.43, если последний автобус ушел 15 минут назад? Четкость расписания -- это один из немногих распоследних актуальных плюсов ОТ по сравнению с маршрутками. Не хорошо.

trains

Разделяй и подписывай.

Все мы так или иначе перемещаемся по городу. Кто-то ездит на машине, кто-то на велосипеде, но большинство все-таки на общественном транспорте. Не станем сейчас вдаваться в подробности, почему перемещение на общественном транспорте должно быть приоритетным -- это тема даже не для отдельного поста (но мы будем еще затрагивать ее не раз). Поговорим сегодня об удобстве системы городского транспорта для пользователей.

Use case


Начнем с абзаца теории. Термин "use case" (что в переводе будет что-то около "пример использования") применяется в той или иной форме в любой отрасли проектирования взаимодействия человека с объектом материального мира, будь то сайт, операционная система компьютера, или система городского транспорта. Чем сложнее система и чем большим количеством способов и путей человек может с ней взаимодействовать, тем этих самых "кейсов" будет больше. При нормальном проектировании любой системы авторы должны изучить как можно больше вариантов использования, опираясь на типичные и предусматривая редкие и экзотические примеры. Качественность всей системы частично зависит от количества предусмотренных редких ситуаций и качеством их реализации.

Для начала небольшая история, с чего все началось, мой use case. Раз это мой кейс, я буду говорить от первого лица.

Позавчера мне пришлось уезжать с Красной площади в Брагино. Так как личное авто было в ремонте, а душным тесным маршруткам я предпочитаю просторный, но слегка неспешный общественный транспорт, я стал ждать троллейбус №4, чтобы добраться до Тутаевского шоссе (он теперь очень удобно ходит с Торгового переулка). Как житель этого города вот уже 30 с лишним лет, подошел на остановку "Красная площадь" и стал ждать. Я немало удивился, когда увидал мой троллейбус за номером 4, уже отчаливающим от остановки чуть поодаль и набирающим скорость в левом ряду улицы.

Тут я припомнил, что, вот уже несколько лет как, остановок "Красная площадь" -- две. Причем идут они одна за другой.

Ладушки, надо идти ждать следующий 4-й троллейбус на ту, "новую" остановку. Кроме того, я вспомнил, что мне бы подошел еще и 42 автобус, он тоже с некоторых пор вроде бы ходит по Тутаевскому (что удобно). Но где он останавливается -- я не знаю.

Вот так выглядит "новая" остановка, откуда мой 4-й троллейбус стартовал в левый ряд. И там же, чуть дальше, видна старая. И расстояние между ними с обзором, закрытым припаркованным автобусом и другим автотранспортом.

01-krasnaya-sq

Ни скопления людей, ни остановочного павильона, ни знака 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" нет (знак есть, но с другой стороны и направлен "лицом" от остановки). О том, что я нахожусь на остановке говорит только вот эта табличка.

Collapse )
trains

Опрос-вопрос.

Сегодня серьезный вопрос, который дано уже ждет выражения во что-то наглядное. Речь идет про ежедневные обычные перемещения по городу: на работу, на учебу и т.п. Самое главное в этом опросе — ваше отношение.

Poll #1949315 Как вы относитесь к свому обычному ежедневному средству передвижения по городу?

Как вы относитесь к свому обычному ежедневному средству передвижения по городу?

Я езжу на общественном транспорте и считаю, что надо продолжать на нем ездить.
2(50.0%)
Я езжу на общественном транспорте, но считаю, что надо ездить на своей машине.
0(0.0%)
Я езжу на своей машине и считаю, что надо продолжать на ней ездить.
1(25.0%)
Я езжу на своей машине, но считаю, что надо ездить на общественном транспорте.
1(25.0%)


trains

Если уж рассказывать фильмы,..

Не люблю, когда пересказывают фильмы, получается все равно непонятно и довольно бессмысленно. Особенно -- хорошие фильмы.

Но тут так совпало, что и кино попалось отличное, научно-фантастическая антиутопия, самое достоверное с научной точки зрения по мнению NASA, да и рассказчик -- доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник палеонтологического института РАН, завкафедрой биологической эволюции МГУ Александр Марков.

И вот как-то от этого малость не по себе.

Отрывок его интервью на Эхе (там по ссылке можно и послушать, и почитать, и посмотреть: местами -- про эволюцию и отбор -- мегаинтересно).

С.КОРЗУН – Вопрос от нашего слушателя Дыбенко: «Что нас ждет в недалеком будущем? Может быть, не так страшны глобальные катастрофы и изменение климата, насколько вырождение человечества?»

А.МАРКОВ – Ой… Я всегда говорю, что я не люблю давать прогнозы, и я обычно долго объясняю, почему именно я не люблю давать прогнозы, но это, наверное, слушатели могут найти, если захотят в других моих интервью в интернете. Поэтому попробую сразу перейти к прогнозам.

Есть, действительно, угроза вырождения, в смысле, что, скорее всего, у нас пошло сейчас быстрое накопление вредных мутаций в связи с ослаблением очищающего отбора по признакам, связанным со здоровьем, с сопротивляемостью инфекциям и так далее. Сейчас могут потомство оставить даже такие больные и слабые индивиды, которые раньше умерли бы в детстве, в общем, потомства бы не оставили. Значит, распространяются с генофонде всякие вредные мутации. Их становится все больше и больше с каждым поколением. Если этот процесс не остановить, то, да – мы будем становиться все более зависимыми от медицины, мы будем через какое-то количество поколений, может быть, через одно, может быть, через 100 поколений – тут невозможно пока точно сказать – но, будем, что называется всю жизнь работать только на врачей. И интеллектуальный уровень будет снижаться, потому что вредные мутации бьют по уму, прежде всего – это тоже есть причины, в которые не буду сейчас углубляться. Все будут глупеть, и врачи эти тоже будут становиться потихоньку все глупее и глупее, в общем, такая мрачная довольно перспектива.

Но, есть надежда у нас на биотехнологию, на генную инженерию, на развитие нормальных, современных методов коррекции всяких генетических нарушений. Ну, хотя бы развивающаяся уже такая сейчас вещь, как экстракорпоральное оплодотворение. В принципе, можно взять одну клеточку, эмбриональную стволовую клеточку, посмотреть геном, из эмбриона взять на ранней стадии – это ему не повредит- посмотреть геном, если там что-то плохое – много всяких вредных мутаций, - то лучше не этот тогда имплантировать в матку, а другой. То есть, выбрать из имеющихся эмбрионов тот, у которого меньше всего наследственных болезней всяких и уже его имплантировать – это заменит нам отбор. Фактически будет очищающий отбор, который поможет бороться с накоплением вредных мутаций.

С.КОРЗУН – Но, это уже будет не естественный отбор, а искусственный. Потому что, там, где естественно, вступает человек, человеческий фактор…

А.МАРКОВ – Да. Если мы в силу развития цивилизации добились такого успеха, что мы резко ослабили естественный очищающий отбор, то мы должны его чем-то заменить, иначе, действительно, выродимся. В противном случае установится опять некое равновесия, что мы опять окажемся в таком средневековом состоянии. Мы будем настолько больны все и слабы, что, несмотря на супер-пупер медицину, у нас все равно будет средняя продолжительность жизни 35 лет, детская смертность 90% и все прочие прелести. И даже это будет только ценой неимоверных медицинских усилий. Такое равновесие может нас ждать, если не будем развивать биотехнологии и генную инженерию.

С.КОРЗУН – Другой выход – назад к природе, к естественному отбору. Или он нереален уже?

А.МАРКОВ – Ну, на здоровье, только тогда численность человечества нужно сократить с 7 миллиардов до 7 миллионов. Пожалуйста – возвращайтесь назад к природе, еще природа кое-где сохранилась. Только вряд ли, кто пойдет на такое.

С.КОРЗУН – Ну, если только кто-нибудь вслед за челябинским какой-нибудь другой метеорит раз в ...дцать больше прилетит, - тогда, наверное.

А.МАРКОВ – А, поскольку нас 7 миллиардов, то никакая природа не прокормит даже приблизительно такое количество людей, возжелавших вернуться в естественные условия обитания.


А, да, фильм -- Гаттака.

Upd. Еще одно интересное его интервью, для журнала Огонек, просто оставлю здесь: http://dimagubin.livejournal.com/154054.html

trains

Открыл зимний сезон.

До чего же офигенно выбраться хоть на пару часов понимать поснимать поезда. И ломиться километр по снежной целине, чтобы добраться до хоть какой-то кривой на главном ходу.

Главная добыча такая:

СhS7-280, ChS7-???

Это Москва -- Архангельск с ЧС7-280. Удивило, что ЧС7 соединен в СМЕ. Вообще первый раз такое вижу, наверное, а уж снимаю-то точно впервые.

Погода подкачала, конечно, максимально серая. Свежего снега не было, нет и поземки, соответственно, что обидно, ибо чесал он знатно. Первый, наверное, ЧС7 на перегоне, который более-менее получился. Столб, конечно, красавчик, но это главный ход, они тут живут.

А это за пару дней до, Москва -- Котлас с ЧС7-084 проходит Депо:

СhS7-084

trains

Рыбинск, остановись, хватит.

Замечательный зеленый городок не перестает удивлять. Только вчера писал про двухметровые заборы вдоль железки в центре города, перекрывающие проход по популярным тропам, которые установят вместо нормального оборудования наземных переходов. Сегодня опять новости про то, как Рыбинск становится еще менее пешеходным (с сайта администрации Рыбинска):

В следующем году в центре Рыбинска станет меньше на один пешеходный переход. Под ликвидацию попадает «зебра», ведущая от улицы Бульварной к Нобелевскому бульвару и улице Большой Казанской. Комиссией по безопасности дорожного движения этот переход признан аварийным, поскольку является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и материальным ущербом для автотранспорта.


Как я понимаю, речь идет вот про этот переход (там "Панорамы" включены, если что).

Ну хорошо, действительно, ул. Максима Горького это довольно интенсивная сквозная радиальная трасса, идущая от края города (с окружной) с прямым бессветофорным выходом на мост через Волгу. То есть, на этом участке, при подходе к зебре со стороны автовокзала (не с Волги) она скорее шоссе, чем городская улица. То есть, действительно, усмотреть неуместность пешеходного перехода можно.

Но. Во-первых, после перехода идет перекресток-площадь с кучей примыкающих дорог. Несмотря на то, что при движении по Горького в сторону моста водитель имеет приоритет, скорость все равно ему разумно было бы снижать. Не менее разумно было бы снижать ее принудительно: лежачими полицейскими перед пешеходным переходом.

Кроме того, вокруг этой зебры располагаются условно парковые территории: с обеих сторон располагаются прогулочные тротуары, как на улице Бульварной, так и на Большой Казанской. Я напомню, это все-таки самый центр города. Посмотрите, какие там прекрасные елки и дорожки среди них.

И теперь самое смешное и грустное одновременно (оттуда же):
Перекресток у Соборной площади можно будет преодолеть по безопасному пути - пешеходному переходу под Волжским мостом.


"ШТОА?!1" -- спрошу я спокойно. Я правильно понимаю, что совершающему неспешный вечерний променад по бульварам провинциального города человеку придется сделать крюк в 300 метров и еще три (!) нерегулируемых пешеходных перехода? Три, блин, вместо одного!

01-zebra-rybinsk

[Зебру перед самым мостом, я полагаю, уже закрыли? На снимках она есть, но почему-то не упоминается как обходной маршрут.]

Причем буквально в 30 метрах от этой самой зебры есть еще один мост, через Черемуху. И что бы не оборудовать переход под ним? Крюк при этом составит около 100 метров, но при этом бульвары при должном подходе можно будет объединить в одну прогулочную территорию! Красота же, ну.

02-zebra-rybinsk

Вместо того, чтобы сделать переход регулируемым (по требованию); вместо того, чтобы принудительно снижать перед ним скорость, переход просто закроют. Рыбинцы, ну вы чего там такое придумываете?! Не только себя под мост загоняете, но еще и почему-то под дальний.

Мне кажется, ответ на вопрос весьма простой и обычный: финансы. Светофор стоит денег. Лежачие полицейские требуют ухода и тоже денег. Проход под Волжским мостом уже оборудован (уже миллион лет как), а под мостом через Черемуху еще надо оборудовать, со всеми вытекающими. А забор весьма бюджетный объект инфраструктуры.

Если я что-то напутал и все на самом деле не так -- прошу сообщить.